Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 04 мая 2011 года Дело N А52-3519/2010

 Резолютивная часть постановления объявлена 26 апреля 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 04 мая 2011 года.

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего П., судей В. и Т. при ведении протокола секретарем судебного заседания Л.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Строительное управление САВВА» Соколова С.В. по доверенности от 03.09.2010, от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области ___________________ по доверенности от 21.01.2010 N 60-01/335819,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 14 января 2011 года по делу N А52-3519/2010 (судья Ж.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Строительное управление САВВА» (далее — общество, ООО «Строительное управление САВВА») обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ), к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области (далее — территориальное управление, ТУ Росимущества, ТУ ФАУГИ) и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее — Росимущество, ФАУГИ) о признании незаконным бездействия по принятию решения о приватизации находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью 7497 кв.м с кадастровым номером 60:27:110105:91, расположенного по адресу: г. Псков, ул. Ижорского батальона, д. 24; возложении обязанности произвести установленные законом действия по оформлению спорного земельного участка в собственность общества.

Решением Арбитражного суда Псковской области от 14 января 2011 года по делу N А52-3519/2010 требования ООО «Строительное управление САВВА» удовлетворены.

Территориальное управление с решением суда не согласилось и обратилось с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что совершило предусмотренные законом действия для решения вопроса о приватизации спорного земельного участка; у него отсутствуют полномочия по продаже федеральных земельных участков без поручения ФАУГИ.

Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, считают решение суда законным и обоснованным.

Росимущество отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в суд не направило, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Заслушав объяснения представителей ООО «Строительное управление САВВА» и территориального управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как видно из материалов дела, по договору купли-продажи от 24.12.2004 ООО «Строительное управление САВВА» приобрело у государственного унитарного предприятия «Завод керамических конденсаторов «Тиконд» здание склада площадью 262,8 кв.м с кадастровым номером 60:27:110105:26:5564-1Л, инвентарный номер 5564, литера lЛ, расположенного по адресу: Псковская обл., г. Псков, ул. Ижорского батальона, д. 24.

Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации от 13.12.2005 серии 60 АЖ N 237104.

Согласно пункту 4 договора от 24.12.2004 здание склада расположено на земельном участке площадью 113 849 кв.м с кадастровым номером 60:27:11 01 05:26.

Из указанного земельного участка в 2006 году образован земельный участок площадью 15 002 кв.м с кадастровым номером 60:27:110105:60.

Из земельного участка с кадастровым номером 60:27:110105:60 в 2008 году образован земельный участок площадью 10 431 кв.м с кадастровым номером 60:27:110105:77.

Распоряжением от 26.12.2008 N 231-Р утвержден проект раздела земельного участка с кадастровым номером 60:27:110105:77, в результате которого образованы три участка площадью 7500 кв.м, 2620 кв.м, 316 кв.м соответственно.

В 2009 году сформирован земельный участок площадью 7497 кв.м с кадастровым номером 60:27:110105:91.

Справками государственного предприятия Псковской области «Бюро технической инвентаризации» от 12.11.2009 N 2960, от 11.01.2011 N 21 подтверждается, что принадлежащий обществу объект недвижимого имущества расположен на земельном участке с кадастровым номером 60:27:110105:91.

Общество обратилось в ТУ Росимущества с заявлением (вх. N 3198 от 08.06.2009) о предоставлении в собственность указанного земельного участка; в конце 2009 года направило недостающие документы, дополнительное обоснование размера испрашиваемого земельного участка.

Территориальное управление перенаправило документы в Росимущество.

С ответом от 08.10.2009 N 10/1156 ФАУГИ возвратило пакет документов, указав, что отсутствуют документы, подтверждающие полномочия на подачу заявки лица, ее подписавшего; документы, подтверждающие, что данная сделка не является крупной или решение об одобрении такой сделки, документы, подтверждающие фактическое расположение зданий, строений, сооружений, находящихся в собственности заявителя на данном земельном участке, документы, подтверждающие отсутствие зданий, строений, сооружений, находящихся в пользовании иных лиц; необходимо обосновать размер испрашиваемого земельного участка; в ответе от 25.12.2009 N ПП-10/33235 Росимущество сослалось на аналогичные замечания, ТУ Росимущества в письмах от 16.10.2009 N 1498-ОТ/01, от 20.01.2010 N 309-ОТ/01 сообщило обществу об этих решениях ФАУГИ.

ООО «Строительное управление САВВА» обжаловало в арбитражном суде бездействие территориального управления по принятию в установленный срок решения о предоставлении в собственность спорного земельного участка.

В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее — ЗК РФ) граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Согласно пункту 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с этим Кодексом.

Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.

Таким образом, юридические лица, в собственности которых находятся здания, строения, сооружения, имеют исключительное право на приобретение в собственность земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, в границах фактически используемой площади участка.

На основании пункта 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных данным перечнем.

Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее — Перечень документов).

Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 данного Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 этого же Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.

По настоящему делу общество как собственник объектов недвижимости, имеющий право на выкуп спорного земельного участка, выполнило требования пункта 5 статьи 36 ЗК РФ и представило в ТУ ФАУГИ полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов, территориальное управление в нарушение требований пункта 6 статьи 36 ЗК РФ в установленный данной нормой срок не приняло решение о предоставлении в собственность спорного участка по заявлению ООО «Строительное управление САВВА», не направило в его адрес проект договора купли-продажи этого участка.

Также следует отметить, что общество обосновало размер испрашиваемого земельного участка, нарушений статьи 33 ЗК РФ не имеется.

Довод ТУ Росимущества об отсутствии у него полномочий по продаже федеральных земельных участков без поручения Росимущества отклоняется апелляционной коллегией.

В соответствии с пунктом 4 Положения о ФАУГИ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Росимущество организует в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

Согласно пунктам 4.1, 4.6 Положения о ТУ Росимущества, утвержденного приказом ФАУГИ от 27.02.2009 N 49, территориальное управление наделено полномочиями собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также полномочиями собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.

В свою очередь в силу пункта 4.8 названного Положения территориальное управление осуществляет продажу земельных участков по поручению ФАУГИ.

Вместе с тем внутриведомственные взаимоотношения Росимущества и его территориальных органов не могут быть причиной нарушения установленных статьей 36 ЗК РФ прав общества.

При таких обстоятельствах ссылка территориального управления на отсутствие поручения Росимущества не принимается во внимание.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования ООО «Строительное управление САВВА», оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина территориальным управлением в федеральный бюджет не уплачивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Псковской области от 14 января 2011 года по делу N А52-3519/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области — без удовлетворения.

Председательствующий

Яндекс.Метрика